синяя шляпа — управление
шляпа модератора. в этом режиме ты фокусируешься на самом процессе штурма, его структуре, целях и задачах. здесь фиксируешь задачу и определяешь алгоритм использования других шляп. ее же надеваешь в самом конце, для того чтобы подвести итоги и наметить дальнейший план действий. если штурм групповой, модератор остается в синей шляпе от начала и до конца.
итог: план штурма.
белая шляпа — факты
в этом режиме ты сосредотачиваешься на информации и фактах. структурируешь вводные, выстраиваешь из них стройную логику, ищешь пробелы. это логичное продолжение работы в синей шляпе.
итог: системный взгляд на задачу и понимание вводных.
красная шляпа — эмоции и интуиция
задача есть — теперь ты накидываешь интуитивные идеи и мысли. не надо выстраивать логику — здесь важно ухватить все, что само повисло в голове. тут же могут быть оценочные суждения о самой задаче или ее элементах. красную шляпу можно использовать после белой. также она может быть полезна после зеленой — для обсуждения первичных впечатлений об идеях.
итог: сформулированные впечатления о задаче/идеях и интуитивные наброски решений.
зеленая шляпа — творчество
по сути этот режим затрагивает непосредственно придумывание нестандартных решений. как решить задачу, как преодолеть ограничения, как устранить проблему.
итог: лонг-лист идей.
черная шляпа — критика
в этой шляпе ты занимаешься поиском ограничений, проблем, противоречий, сложностей. можно использовать ее несколько раз в течение штурма. например, после белой — определяешь проблематику внутри самой задачи и контекста вокруг нее, после зеленой — применяешь критическое мышление к идеям.
итог: для задачи — список противоречий, проблем, сложностей, которые надо учесть и/или решить.
для идей — список слабых сторон каждой идеи.
желтая шляпа — оптимизм
выявляешь преимущества и положительные стороны рассматриваемой сущности. опять же можно применять ее после белой, чтобы найти положительные стороны и возможности в контексте задачи, и после зеленой — чтобы найти и развить ценные зерна в рассматриваемых идеях.
итог: для задачи — список возможностей и положительных моментов в контексте задачи.
для идей — список положительных сторон и потенциальных векторов развития для каждой идеи.
этот метод лучше использовать с таймером и выделять ограниченное время на каждую шляпу. и, как и в любом штурме, важно делать перерывы. мозг эффективно работает не больше часа в непрерывном режиме.