создание идей через формулирование задачи
поиск противоречий
в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) нахождение противоречий — первый шаг в решении задачи. иногда уже этого достаточно, чтобы найти новую идею — поэтому мы решили вынести эту часть как отдельную технику.
как использовать
противоречия в триз — сама суть задачи. например, Это нестыковка желаний и возможностей. или двух характеристик одной системы.

какие бывают противоречия по триз:

административные — самые простые. они связаны с внутренними процессами на уровне бизнеса или с тем, что надо выбрать из нескольких решений.

технические — относятся к свойствам системы, над которой ты работаешь. например, ситуации, когда улучшение одной части системы приводит к ухудшению другой.

физические — фундаментальные противоречия, связанные с чем-то, что невозможно менять. например, когда нужные свойства системы несовместимы с законами природы.

  • Изучаешь бриф/проблему/задачу и намечаешь план действий (в принципе этот шаг зачастую уже является решением административных противоречий). погружаешься в контекст и дальше ищешь технические и физические противоречия.

  • докапывайся до сути: задавай вопросы «почему?» и «зачем?»

  • пробуй записать все противоречия, которые содержит задача.

  • подумай над уже зафиксированными противоречиями — возможно, в каком-то из них можно сделать еще один или несколько шагов вглубь, чтобы получить другую формулировку.

  • некоторые противоречия сами будут подсказывать тебе идеи. некоторые — требовать использования других методов из области триз.
пример
бриф: рассказать студентам о важности использования презервативов.

система: жизнь студентов, их ежедневный быт, офлайн-среда, онлайн-среда и др.

противоречие: студенты могли бы пользоваться презервативами, но их цена высока для единоразовой покупки.

идея: в коммуникации менять паттерн потребления. не относить покупку презервативов к спонтанной, а перевести ее в категорию периодических. иногда трать деньги и покупай сразу про запас.
комментарий
зачастую противоречия формируются как пара цель-помеха. «хочу запустить сервис вечернего вывоза мусора, но русский человек меня не поймет в силу традиций не выносить мусор по вечерам».