использование аналогий для мозгового штурма
синектика
это крупная и сложная методика, которую исследователь мышления уильям гордон изобрел в 50-х. полная версия была описана в его книге и подразумевает много тонкостей — здесь же мы собрали краткую выжимку, которую может использовать каждый без подготовки.
как использовать
рекомендуют использовать метод, когда есть уже сработавшаяся группа специалистов. желательно с разными профилями знаний и характером. при этом в отличие от классического мозгового штурма в синектическом методе приветствуется критика — и все участники должны быть готовы нормально ее воспринимать.

но метод можно пробовать и в соло-режиме, и с незнакомыми людьми. просто лучше сначала объяснить им методику и показать примеры.

  • для начала нужно, как и всегда, изучить задачу и понятно ее сформулировать.

  • важно затем найти и сформулировать часть задачи, которая может вызывать аналогии. например, какое-то противоречие или ключевую проблему, которую ты пытаешься решить.

  • начинается этап генерации: здесь команда штурма последовательно предлагает аналогии разных типов.

  • прямые аналогии — ищем похожие факты, проблемы, процессы в других областях. любители синектического метода часто заглядывают здесь в биологические и технические системы в поиске аналогий.

  • субъективные (личные) аналогии — этот шаг требует больше усилий от воображения. важно представить себя проблемой или рассматриваемым объектом. что бы ты чувствовал, если бы ты был продуктом на полке. как бы ты стремился привлечь внимание, если бы был стендом на выставке. и т. д.

  • символические аналогии — здесь задача найти метафору, которая бы образно описывала объект и его свойства. найти и описать ее кратким словосочетанием (можно парадоксальным).

  • фантастические аналогии — отключаем лимиты, включаем воображение. ищи аналогии, изменяя устройство мира. никогда не опаздываешь, потому что умеешь телепортироваться. или останавливать время.

  • сами аналогии, скорее всего, подскажут и конкретные идеи. так или иначе, после этапа генерации идет этап применения — старайся найти способы переложить аналогии на реальную задачу, найти конкретное реализуемое решение.
пример
бриф: рассказать студентам о важности использования презервативов.

проблематика: студенты не пользуются презервативами. не носят их с собой. не покупают, потому что дорого.

прямая аналогия: электрик надевает защитные перчатки, чтобы не ударило током.

субъективная аналогия: я презерватив. я выдерживаю нагрузку и защищаю. я не рвусь. я как плащ-невидимка от ЗППП.

символическая аналогия: невидимый для ЗППП, неуязвимый секс, интимный рыцарь.

фантастическая аналогия: презерватив — как заклинание от ЗППП. как кнопка сохранения в игре.

идея:
коллаборация с разработчиками игр — игровой презерватив дает дополнительную жизнь.
комментарий
это достаточно сложный и громоздкий метод в его чистом виде. даже то описание, что есть — упрощение. но его все равно можно и полезно применять даже в одиночном формате.

метод можно упростить до уровня триггерной формулировки с «как». просто формулируй часть задачи, ситуацию, проблему, затем ставь слово «как» и пробуй придумать продолжение.