рекомендуют использовать метод, когда есть уже сработавшаяся группа специалистов. желательно с разными профилями знаний и характером. при этом в отличие от классического мозгового штурма в синектическом методе приветствуется критика — и все участники должны быть готовы нормально ее воспринимать.
но метод можно пробовать и в соло-режиме, и с незнакомыми людьми. просто лучше сначала объяснить им методику и показать примеры.
- для начала нужно, как и всегда, изучить задачу и понятно ее сформулировать.
- важно затем найти и сформулировать часть задачи, которая может вызывать аналогии. например, какое-то противоречие или ключевую проблему, которую ты пытаешься решить.
- начинается этап генерации: здесь команда штурма последовательно предлагает аналогии разных типов.
- прямые аналогии — ищем похожие факты, проблемы, процессы в других областях. любители синектического метода часто заглядывают здесь в биологические и технические системы в поиске аналогий.
- субъективные (личные) аналогии — этот шаг требует больше усилий от воображения. важно представить себя проблемой или рассматриваемым объектом. что бы ты чувствовал, если бы ты был продуктом на полке. как бы ты стремился привлечь внимание, если бы был стендом на выставке. и т. д.
- символические аналогии — здесь задача найти метафору, которая бы образно описывала объект и его свойства. найти и описать ее кратким словосочетанием (можно парадоксальным).
- фантастические аналогии — отключаем лимиты, включаем воображение. ищи аналогии, изменяя устройство мира. никогда не опаздываешь, потому что умеешь телепортироваться. или останавливать время.
- сами аналогии, скорее всего, подскажут и конкретные идеи. так или иначе, после этапа генерации идет этап применения — старайся найти способы переложить аналогии на реальную задачу, найти конкретное реализуемое решение.